artist

Stanzas. Московская живопись "нового поколения". Эрарта, 31 мая — 01 июля 2013г.

Мой друг Коля Смирнов организовал уже вторую групповую выставку в Питере. Фотоотчет с первой, прошедшей 3 года назад, здесь.
Интересно проследить произошедшие за эти 3 года изменения.
Надо сказать, в Эрарте очень хорошие залы и свет. У нас 2 этажа и четыре зала для девяти участников.
Фотоотчет я собрал так, чтобы был плавный переход от одного автора к другому. Решил добавить авторский текст перед экспозицией каждого участника.
20130530-IMG_7318.jpg
1.


текст Коли Смирнова, предваряющий выставку:

Русское слово Стансы происходит от итальянского Stanza — помещение, комната, остановка — и обозначает «лиро-
эпическое произведение, состоящее из композиционно законченных строф, обособленных друг от друга». Каждому из
участников этой выставки отводится ползала, где он сам формирует свою экспозицию, максимально обособленную от
экспозиций других участников. Получается 9 мини-персональных экспозиций.
Участникам этой выставки от 28 до 35 лет, все они в свое время закончили МГАХИ им. Сурикова, одну и те же мастер-
скую. Путь у каждого свой, но в эстетических предпочтениях и судьбе есть пересечения, что позволяет им выставлять-
ся вместе.
Есть два общих момента в самоидентификации каждого из участников.
Первый - общая генетика их базовых эстетических предпочтений. При формировании на каждого из них оказала влия-
ние эстетика «суровых» и части так называемого «левого МОСХа», немалое значение имело личное общение с Павлом
Никоновым и Юрием Шишковым. «Московская школа живописи» в определенном ее изводе является одним из важных
составляющих творческих установок всех участников.
Второе - относительно повышенное внимание авторов к пластике и проблемам художественной формы. Они убежде-
ны, что любое большое искусство совершенно и остроиндивидуально по своей форме. Такие слова как: ритм, структу-
ра, организация картинной плоскости, пространство и т.д - имеют для них немалый смысл. Оставаясь в русле традици-
онных медиа - в основном живописи - и концентрируясь на создании каждый своего индивидуального пластического
языка, они отчетливо очерчивают свое творческое поле, которое таким образом становится позицией.
Свое авторское экспертное мнение о происходящих в группе процессах дает московский художник и галерист Сергей
Сафонов, который уже несколько лет наблюдает за самоидентификацией участников выставки. Сами художники пояс-
няют свою позицию автотекстом. Каждый художник- строфа этой выставки, композиционно законченная и обособлен-
ная. Выставка целиком - это их stanzas.

20130530-IMG_7463.jpg
2.

по-моему, очень удачно получился зал Димы Самодина и Максима Смиренномудренского.
20130530-IMG_7458.jpg
3.

Максим Смиренномудренский
Остановка.
20130530-IMG_7290.jpg
4.

20130530-IMG_7455.jpg
5.

20130530-IMG_7289.jpg
6.
 "Маска" и "Конец зимы"
20130530-IMG_7295.jpg
7.

Дмитрий Самодин
День за днём.
У каждого из нас свои представления о том, что нас окружает. К несчастью стереотипы, повседневная рутина, в боль-
шинстве случаев, заставляет нас замыкаться на том, что мы можем видеть. Вагон метро, часы, кактус, кровать, улица,
наконец! Что это? Да это же вагон, кактус, кровать! Нас так учили с детства!
Начиная работать над этой серией, я постарался максимально отойти от стереотипа “Как правильно нарисовать кар-
тину”, хотя не очень то получилось. Эти работы даже мало связанны стилистически, просто старался рисовать то, о чём
думал в тот момент, создать образы тех или иных предметов и ситуаций, никак не связанных друг с другом. Если это
кактус-он колючий, а колбаса - не лучшая пища для человека.
Но это не главное, по сути, мы можем видеть вещи интересовавшие меня в тот или иной временной отрезок, если
хотите кадры. Просто так получилось, что запомнились и реализовались эти предметы, а не другие. На мой взгляд, эти
фрагменты наполняют некую структуру, сетку. Эта сетка, как паутина связывает те или иные предметы, знаки в нашем
сознании. Становится не так важно название того или иного предмета, события, а иногда даже его смысл и назначение.
Скорее остаётся ощущение от него.
Про вагоны
“И если при вышивании на изнанке у вас обилие узлов, протяжек по всему полотну- тогда и на лице красивой вышивки
не будет- это взаимосвязь- лицо плюс изнанка.”
“Учимся вышивать” Москва 1978г.
Автопортрет- это совсем не обязательно, когда человек изображает самого себя. Это может сделать и предмет, он же
был создан человеком… И у него тоже, как и у любого из нас, может быть своя суть, своё содержание. У него есть год
выпуска, он так же проживает свою жизнь, совершенствуется, стареет и наконец умирает.

Колбаса. 2010
20130530-IMG_7303.jpg
8.

20130530-IMG_7453.jpg
9.

20130530-IMG_7461.jpg
10.

вагоны-автопортреты
20130530-IMG_7313.jpg
11.

20130530-IMG_7307.jpg
12.

Часы. 2011
20130530-IMG_7302.jpg
13.

20130530-IMG_7327.jpg
14.

Егор Плотников и Женя Буравлева
20130530-IMG_7425.jpg
15.

Евгения Буравлева
Московская серия
По традиции Париж любят все, Москву все не любят. Москва грязная, неуютная, неустроенная, потерявшая
исторический облик.
Коренные москвичи, которые должны лучше «понаехавших» знать, где и когда Москва прекрасна, активно
не любят свой город и даже считают это своим правом.
Но не является ли это таким же шаблоном, как и то, что Париж — образец романтичности, которой,
вообще-то, нет места, например, даже в центре на улице Сен-Дени, а жители такие же пылкие, как москвичи
вежливые?
Московская серия, продолжаемая этими работами, - это взгляд москвича «в первом поколении».
Я люблю Москву, воспринимаю ее немного восторженно, закрываю глаза на грязь и любуюсь
«достопримечательностями нашего города». Они возвышаются над людьми как горы, а люди суетятся у
подножия, пытаясь решить свои вполне понятные проблемы. И все, начиная с президента и заканчивая
простым полицейским, не смотрят по сторонам и не видят, как этот город бывает прекрасен.
20130530-IMG_7393.jpg
16.

Огненный шар. 2012
20130530-IMG_7396.jpg
17.

Детская площадка. 2012
20130530-IMG_7405.jpg
18.

Егор Плотников
Ребенку интересны самые простые вещи. Еще ни в чем нет опасности, все наполнено множеством смыслов.
Дети часто растеряны: каждый шаг, каждое движение — выбор, а решение принимать очень сложно, потому
что нет конечной цели и любое действие может оказаться бессмысленным. Сегодня цивилизация пребывает
в этом состоянии детской растерянности, то, что еще недавно было незыблемым, рассыпалось, ориентиры
сбились, прогнозы не сбываются, становится возможным все что угодно. Как в детстве. Те же ощущения ис-
пытывает и художник.
Автор предлагает зрителю «впасть в детство», сбросив груз опыта и ответственности, выстроить отношения
с окружающим миром. Спонтанность впечатлений от погружения в заново открываемое пространство не
дает возможности художнику начать рефлексировать раньше времени. Обрывки реальности всплывают
сами собой , эта встреча часто неожиданна для автора, ему остается лишь наблюдать за происходящим и по-
лучать невыразимую радость от заново возникающей реальности.

серия рельефов Nonfinito. 2012
20130530-IMG_7414.jpg
19.

20130530-IMG_7421.jpg
20.

20130530-IMG_7420.jpg
21.

"Фигура" и "Три фигуры" 2012
20130530-IMG_7431.jpg
22.

Ирина Филатова
Всеобщее и мое
Русскому человеку свойственно ощущение цикличности жизни, бесконечной повторяемости «вечных ми-
фов» в частных проявлениях. Конек на крыше избы тянет избу и ее обитателей на небо, эти образы щедро
рассыпаны в «Слове о полку Игореве». Это то, что Есенин называл «образами двойного чувствования», видя
в них глубинную специфику нашего мышления.
Библия именно потому и вечная, что мы находим все ее истории в окружающем нас, вновь и вновь, просто
эти истории меняют одежды и детали, но суть остается неизменной. Это всегда питало искусство. Жестокий
Ветхий Завет, где «око за око» с убийством братом брата и непомерными людскими амбициями, осиротев-
шие после Голгофы люди, ожидание Благовещенья и рождение ребенка, весна новой жизни – это мое пере-
живание вечных историй и современности, истории мира и своей жизни, где я порой не могу отделить одно
от другого и где одно просвечивает сквозь другое.

Вавилонская башня. 2013
20130530-IMG_7384.jpg
23.

Весна, триптих. 2013
20130530-IMG_7387.jpg
24.

Благовещенье.
20130530-IMG_7428.jpg
25.

Николай Смирнов
Время дорог
Путешествие – это тоже взаимодействие с пространством. В период становления и поисков особенно тянет
в дорогу, но, наверное, некая любовь к «бродяжничеству» - это определенное качество души и характера.
Бывает, жажда перемен так велика, что «бросить все» и поехать куда-нибудь – единственный способ сохра-
нить живое чувство. И это действительно работает – разные места, как минимум, различаются колоритом и
формами. И это невольно подталкивает к работе.
Крым и Карелия, Байкал и Чукотка, Русский Север и Кавказ – желание увидеть что-то новое, молодость, от-
сутствие постоянного жилья, некоторый авантюризм и страсть к бродяжничеству, возможность временного
заработка и желание пожить чужой жизнью. В дороге всегда работа на бумаге смешанными материалами,
как ежедневный дневник и поэзия каждого дня. Процесс этот самодостаточный, но, если потом пишешь
холсты в мастерской на основе этого материала, получается, что оправдываешь и ставишь на службу чему-
то более важному. Кажется - попытка объединить две независимые, но важные практики. На самом деле –
единство их внутри, идущее с юности, и сложившийся на основе этого психологический комплекс.

Чукотка. Ахна. 2012
20130530-IMG_7380.jpg
26.

20130530-IMG_7359.jpg
27.

Солнце мертвых. 2012
20130530-IMG_7370.jpg
28.

Море. 2012
20130530-IMG_7352.jpg
29.

20130530-IMG_7357.jpg
30.

Татьяна Чурсина
Представленные работы объеденены определенной идеей, над которой я работаю последнее вре-
мя - идея «простого центра».
В каждом холсте главное - “центр”. Как правило, это сюжет, действие или личность (человек или
животное) и все остальное вокруг (фон, пейзаж, интерьер) - подстраиваются или, проще сказать, не
мешают.
Формат плоскости и колорит - как состовляющие моих задач - конечно продумываются. Важно, что,
рассматривая холст, глаз останавливается именно в «центре», будто спотыкается.
20130530-IMG_7339.jpg
31.

Ловля крокодила.
20130530-IMG_7342.jpg
32.

Собака.
20130530-IMG_7341.jpg
33.

Слоны.
20130530-IMG_7346.jpg
34.

Поликлиника.
20130530-IMG_7331.jpg
35.

20130530-IMG_7333.jpg
36.

Евгения Косушкина
Москва - широкая, красивая, суетная...
Мощная, сильная, энергичная и щедрая. Её ритм захватывает и уносит в общий водоворот ежедневных дел и
событий.
Этот ритм жизни не похожий ни на один другой город России.
Мне нравится ночная Москва ,она прекрасна и удивительно красива, завораживает своей
таинственностью. Город и ночью кипит, растет,движется-живет своей особой жизнью. В темноте пропадают
все ненужные детали, остается только свет, яркие огни, цветные пятна, освещенные фонарями кусочки
дорог и улиц, фары машин, отражающиеся в мокром асфальте ночных дорог.
Меня привлекает ритм ночных отражений, повторяющихся линий и точек.
В моих работах нет людей, но они незримо присутствуют в них. Своими мыслями,желаниями и действиями
они создают этот город, каждый оставляет свой след. Город становится, как некая энергетическая сущность,
информационная структура, океан мыслей, жизней, образов и идей.
С одной стороны я хочу передать ощущение мощного, динамичного города, энергичного,ритмичного,
жесткого. С другой, мне хочется передать душу города, раскрыть его на тонком плане, показать его
внутреннюю сущность, другой мир, иную реальность.
20130530-IMG_7257.jpg
37.

20130530-IMG_7256.jpg
38.

Ночная дорога. 2012
20130530-IMG_7263.jpg
39.

20130530-IMG_7247.jpg
40.

Павел Отдельнов
Люминесцент.
Мне бы хотелось вернуться к проблеме света в живописи.
Хотелось бы «увидеть», почувствовать холодный свет ламп, заполняющий все современные общественные
пространства. Люминесцентный свет, в отличие от света свечей и ламп накаливания, совсем другой по сво-
им характеристикам. Он равномерен, рассеян, он не противопоставляет себя свету неба. Люминесцент ме-
няет и восприятие пространства. Даже одна или несколько параллельно повешенных ламп рисуют длинные
линии, обозначая перспективные сокращения. А нити ламп в торговых центрах или в общественном транс-
порте становятся пространствообразующими, задают наш вектор движения. Итальянские футуристы в нача-
ле 20 века мечтали изобразить мир, увиденный из окон движущегося на большой скорости автомобиля. Мы
каждый день видим мелькающие параллельные структуры света и не испытываем при этом ничего. Изнутри
нашего ставшего привычным восприятия «реальности» мы не видим ее образ. Мы не видим, как окружаю-
щий нас искусственный свет изменил наше восприятие пространства. Люминесцентные лампы все время
строят перед глазами проекцию трехмерного пространства, указывая нам на точку схода. Можно сказать,
эти лампы возвратили современному человеку «эвклидово пространство». Стекла, постепенно заменяющие
стены, объединяют пейзаж и проекцию интерьера в своем отражении.
И наш современник смотрит на окружающий мир через стекло, отражающее пространство интерьеров, за-
полненных искусственным светом. В этом я вижу новый образ мира.
У живописи очень большая и долгая история, уходящая далеко за эпоху появления электрического света и
связанная с образами, присущими другому восприятию мира. Благодаря этому возможна дистанция, кото-
рая может «проявить» ставшую невидимой для привыкшего глаза действительность.

в своей части выставки я разместил небольшую выжимку из моей выставки "Неоновый пейзаж".
20130530-IMG_7245.jpg
41.

20130530-IMG_7267.jpg
42.

"Up" и "Nightlight", 2012
20130530-IMG_7281.jpg
43.

Интерьеры с отражениями. 2012
20130530-IMG_7270.jpg
44.

20130530-IMG_7271.jpg
45.

выставил также и одну из совсем свежих работ.
20130530-IMG_7242.jpg
46.

она продолжила ряд с отражениями в стекле. Хотя я это сделал не специально, горизонт у этих работ каким-то образом совпал.
20130530-IMG_7272.jpg
47.

Офис. 2013
20130530-IMG_7273.jpg
48.

пейзаж за стеклом. 2012
20130530-IMG_7275.jpg
49.

20130530-IMG_7329.jpg
50.

Подробнее (и в большом разрешении) все можно посмотреть здесь.
Но лучше, конечно, посмотреть все живьем. Выставка будет открыта весь июнь.

Комментарии

Хорошо все выглядит. Особенно Т. Чурсина понравилась.
К "автотекстам" многих авторов есть вопросы, но говорение и писанина - увы, часто не сильные стороны живописцев.
Замечательная выставка. Молодцы!
Косушкина - это случаем, не та, которая Косуха, кажется, с Майкопа?
недалеко ))) говорили про Майкоп, поэтому так подумала. Не знаю, откуда. С той девушкой, которую я имею ввиду, познакомились в Агое. Давно дело было. :))
С Днем Рождения!!!!!!!!!!!
Всего тебе самого светлого!!!!!!!!!!!
С днём рождения, Павел!
Здоровья, радости, любви, вдохновения, удачи Вам!
С днем рождения! Удачи и счастья!
поясню, что имел в виду: визуальная культура построена на шаблонах восприятия.
нет, я и не пытаюсь защищаться. Просто, кажется, понимю, о чем вы.
цвет и тон. на них молиться будем, друзья. Остальное -фуфло. Извинте.
Нет, не фуфло. Нельзя молиться на инструментарий. Осваивайте визуальный инструментарий, думайте, смотрите вокруг. Иначе по накатанной дорожке — к стилизациям.

Edited at 2013-07-13 10:34 pm (UTC)
Да это к живописи не относится. Это к любому искусству подходит. Визуальный или астральный или какой другой инструментарий. Я говорю об уникальном живописном инструменте.
Тогда уж, наверное, касания, валёры, жест и выявленность свойств краски. Пластический дискурс ещё шире: композиция, ритм, пространство. Но это всё инструментарий, и далеко не весь: содержание, смыслы, связи — всё это не фуфло.
Я говорю, что вы забыли о цвете. И тоне. Их нет. Валеры и касания между чем и чем? А про ритм, композицию и прочее я написал, это универсальные понятия для всех родов искусства.
Есть и цвет, и тон. Нет ситуаций, которые вы любите и узнаете.
Всякая селедка- рыба, но не всякая рыба- селедка. Все художники, решившие вопросы композиции, ритма, касаний, валеров, образа, драматургии, самовыражия, актуальности, коммуникативности , но не решившие вопросо цвета и тона не ЖИВОПИСЦЫ. Это графики, скульпторы, режиссеры, искусствоведы, писатели, музыканты, актеры, ткачи, сантехники, гастробайтеры. Можно продолжать до бесконечности. Всякий художник , решивший вопросы цвета и тона , ЖИВОПИСЕЦ.
Прошу прощения за некоторую резкость суждений. Попробую пояснить свою мысль. Цвет и тон, по-моему, это фундамент, а остальное, конечно тоже очень важно, но начинает работать, если работают первые два понятия. И работать все остальное может как угодно. От Рублева до Ротко. От помпейской живописи до Айвазовского.
Это понятно. Резкость - это нормально.
В живописи есть важный принцип тонального сближения, позволяющий выявить цветовое богатство. Но это не правило, а именно принцип. Я этим пользуюсь очень умеренно, вы - активнее.
Это не единственный принцип, но важный.
Вторая проблема, которая касается и вас, это стилизация. Необходимость удержаться в установленных границах требует постоянно обращаться к любимым классикам, возникает стилизация.