Мозаики Сан Джованни ин Фонте в Неаполе. 4 век.

Так получается, что на полгода я превращаюсь с мозаичиста. Вот и сейчас как раз такой период - в мастерской полным ходом идёт мозаичный процесс.
Дело это очень увлекательное, и я каждый раз еду в мастерскую с удовольствием. Для вдохновения рассматриваю раннехристианские мозаики.
Решил сделать целую серию постов, посвященных этой теме. И мне повнимательнее посмотреть, и вам, думаю, полезно.

Начну с довольно непопулярной в путеводителях мозаики в баптистерии Сан Джованни ин Фонте при кафедральном соборе Неаполя.
Это вторая половина 4 века, то есть раньше мозаик Галлы Плацидии в Равенне и Санта Мария Маджоре в Риме.
Этот период мне нравится тем, что в нём ещё нет сложившихся традиций христианской мозаики. Скорее, это мозаика, принадлежащая античности.
DSC_8556
1.

Христос Законодатель.
DSC_8569
2.

Традиционный для античного мира сюжет передачи императором законодательства. В данном случае, законодатетелем выступает Христос, он передает свиток со словами «Dominus legem dat» («Господь дает закон») апостолу Петру
DSC_8573
3.

Мне здесь интересно всё: как почему-то слева начинает задираться позём, как ложатся падающие тени,
DSC_8548
4.

как дерево перерастает в облака
DSC_8550
5.

как внутренняя тень на одежде становится цветной
DSC_8549
6.

а особенно интересно решение с драппировками.
DSC_8615
7.
 
ниже - олени у источников вод
DSC_8603
8.

интересна структура - правая часть неожиданно делится на три яруса
DSC_8604
9.

Христос и Самаритянка.
DSC_8599
10.

а прямо за Самаритянкой - фрагмент из Брака в Канне Галилейской.
DSC_8616
11.

Чудесный улов.
DSC_8574
12.

Утраченная мозаика с ангелом и жёнами-мироносицами.

Ниже купола, в тромпах расположены символические фигуры Евангелистов (тетраморфы), а в арках над ними раннехристианская иносказательная символика с пастырем и овцами / оленями и источниками.
DSC_8605
13.

покрупнее
DSC_8536
14.


DSC_8535
15.

неожиданный жёлтый фон для ножек
DSC_8533
16.

потрясающие горки
DSC_8541
17.

Тетраморф Марк.
DSC_8529
18.

кроме зоологической точности меня здесь интересует то, как набраны крылья.
DSC_8530
19.

Добрый пастырь.
DSC_8516
20.

Матфей.
DSC_8542
21.

Здесь потрясающе введён жёлтый в почти монохромный лик. И маленький красный камешек.
DSC_8593
22.

ещё на тему цвета в касаниях
DSC_8581
23.

в центре купола - золотая хрисма с Альфой и Омегой.
DSC_8600
24.

над ней - рука Божия, невероятно цветная
DSC_8547
25.

Тетраморфы находятся в углах - тромпах и их формы не совсем простые. Я специально снял снизу.
DSC_8611
26.

Опасное место набрано цветными облаками.
DSC_8613
27.

Птицы и гранаты. Опять - интересные цветные касания.
В истории искусств такими принципиально цветными тени станут только у импрессионистов.
DSC_8519
28.

Павлины - символы нетления.
DSC_8554
29.

Феникс - символ Воскресения Христова.
DSC_8544
30.


DSC_8545
31.

Неизвестные мученики.
DSC_8607
32.

здесь самое интересное - структурные фоны
DSC_8587
33.

тот же снимок - с пыхой  фрагментами
DSC_8524
34.


DSC_8525
35.

здесь - отличие от предыдущего активная светотень, и лик смоделирован иначе.
DSC_8532
36.


DSC_8531
37.

живописные фоны - и позём опять пополз вверх.
DSC_8528
38.


DSC_8527
39.

по принципу рельефа: тёмное на светлом и светлое на тёмном.
DSC_8540
40.


DSC_8539
41.

Другой принцип - выявленные из темного края формы.
DSC_8512
42.

Комментарии

Спасибо!!! Невероятно красиво и интересно.
Работа мозаичиста прочищает глаз и настраивает на верный пластический ордер.)
Спасибо!
Познавательно и очень красиво :)
Спасибо!Первый раз вижу этот баптистерий.
4 век, однако.....
А Вам хороший мозайчист в команду не нужен? А мастерская? А мастерская с мозайчистом?
Спасибо огромное! И за фотографии, и за комментарии!
здорово, и по цвету ипо богатству приемов.спасибо!
Большое спасибо! Была в Неаполе, но в Сан Джованни побывать не удалось. Поскольку занимаюсь храмовой росписью, мне очень интересно.
Спасибо, очень интересные комментарии
465 - 468 ???
"Il battistero dovrebbe invece la sua edificazione al vescovo Severo, il dodicesimo della cronotassi episcopale partenopea, che rivestì il ruolo di primate per ben quarantasei anni, dal 362 al 408. Altre fonti ne attribuiscono la fondazione al vescovo Sotero, (465 - 468), o al vescovo Vincenzo (554 - 578), poiché il Chronicon Episcoporum Neapolitanae Ecclesiae riferisce che entrambi edificarono un battistero "intus Episcopio".
Attualmente gli studiosi sono abbastanza concordi nell'affermare che si tratta di un edificio del IV secolo, che ha subito i primi rimaneggiamenti nel V (probabilmente sotto il vescovo Sotero)."

http://it.wikipedia.org/wiki/Battistero_di_San_Giovanni_in_Fonte
Быть может, задам необычные вопросы, но всё же хотелось бы прояснить некоторые моменты:
1) на основании чего сделан вывод, что центральный персонаж - это Иисус Христос?
2) откуда проистекает канон с изображением "Иисус на шаре"? - в Библии нет намёков на него;
3) что означает буква "I" и L-образный символ на одежде некоторых персонажей?
вопрос
Спасибо Вам большое за эту красоту. Не могли бы Вы пояснить два момента. Первый - над хризмой Рука Господня держит корону? Она из цветов? Второй - ХРистос стоит на синем шаре. Дается ли пояснение к этому тексту?