artist

Японский "соцреализм".

Случайно попал на выставку японского fine art в Национальном центре искусств в Токио. Было сильное ощущение дежавю, даже ущипнул себя, что это не снится. Очень похоже на смотр областных СХ в ЦДХ. Сюжеты, манеры, рамы, ковровая развеска— все очень похоже. Единственное, что было совсем непохоже — то, как натянуты холсты и стерильная чистота выставочных залов. По сути эта выставка и есть аналог большой выставки СХ: для этого мероприятия отсматривают работы во всей Японии. Из брошюры к выставке: "будет представлено более двух тысяч произведений ведущих художников и новых талантов". Выставка Nitten проводится ежегодно аж с 1907 года (!)
Выставка состоит из четырех разделов: живопись, скульптура, ДПИ и каллиграфия. В японской каллиграфии я смыслю слабо, поэтому покажу в основном живопись и скульптуру.
Сама живопись тоже разделена на две части: Western style и Japanese style. Но я не заметил между ними разницы.
IMG_4755.jpg
1.


Но в начале сделаю маленькое отступление. До посещения ЦДХ Национального центра искусств я был в Токийском музее современного (modern art) искусства, там по соседству с европейскими модернистами обнаружил жанровые картины времен Второй мировой. Еще тогда в первый раз мелькнула мысль о сходстве с советскими картинами военного времени.

IMG_4553.jpg
2.

IMG_4551.jpg
3.

IMG_4556.jpg
4.

В этом же музее я обнаружил большой зал, посвященный традиционным японским искусствам. Видимо, это и здесь и хранятся образцы эталонного Japanese style.
IMG_4564.jpg
5.

Рядом с этими картинами мысль о сходстве возникла снова.
IMG_4562.jpg
6.

IMG_4560.jpg
7.

Эта ветка была рядом с залом поп-арта.
IMG_4571.jpg
8.

а теперь вернемся к выставке Nitten. Итак, Токио, год 2014-й.
Фотографии без подписей, т.к. экспликации бе были продублированы ни на каком языке.
IMG_4724.jpg
9.

IMG_4722.jpg
10.

IMG_4753.jpg
11.

IMG_4751.jpg
12.

IMG_4786.jpg
13.

IMG_4787.jpg
14.

IMG_4757.jpg
15.

IMG_4789.jpg
16.

IMG_4723.jpg
17.

IMG_4797.jpg
18.

IMG_4801.jpg
19.

IMG_4802.jpg
20.

IMG_4735.jpg
21.

IMG_4798.jpg
22.

IMG_4796.jpg
23.

IMG_4804.jpg
24.

нашлось место и "формалистам"
IMG_4764.jpg
25.

IMG_4754.jpg
26.

IMG_4732.jpg
27.

IMG_4744.jpg
28.

IMG_4760.jpg
29.

IMG_4749.jpg
30.

IMG_4731.jpg
31.

IMG_4756.jpg
32.

IMG_4808.jpg
33.

IMG_4806.jpg
34.

IMG_4805.jpg
35.

IMG_4752.jpg
36.

IMG_4807.jpg
37.

IMG_4761.jpg
38.

IMG_4740.jpg
39.

IMG_4736.jpg
40.

IMG_4720.jpg
41.

IMG_4765.jpg
42.

IMG_4766.jpg
43.

IMG_4768.jpg
44.

IMG_4775.jpg
45.

IMG_4771.jpg
46.

IMG_4780.jpg
47.

IMG_4781.jpg
48.

в скульптуре, так же как и в живописи, есть свои "формалисты". Но их совсем мало.
IMG_4785.jpg
49.

IMG_4783.jpg
50.

Вдогонку несколько кадров с телефона:
IMG_7471.jpg
51.

IMG_7470.jpg
52.

IMG_7461.jpg
53.

IMG_7451.jpg
54.

Попков. "Двое" )
IMG_7449.jpg
55.

IMG_7459.jpg
56.

IMG_7434.jpg
57.

IMG_7467.jpg
58.

Как же так получилось, что в 2014 году в Японии продолжает цвести искусство, местами напоминающее советское академическое эпохи застоя? Япония — не Северная Корея и не Китай, где есть широкая государственная поддержка такого искусства. У меня нет ответа на этот вопрос. Но после некоторого знакомства с японцами и их жизнью я заметил, что они ничего не выбрасывают в корзину (в Токио почти невозможно найти урну), ни от чего не отказываются. У них работают все механизмы и технологии, которые в остальных развитых странах признаны устаревшими и подлежащими замене. К тому же, Япония очень консервативная и довольно замкнутая страна, преклоняющаяся перед всем, что можно назвать словом "традиция".
И все же ответа у меня пока нет. Какие ваши предположения?

Комментарии

Я в Вашингтоне примерно то же видел на днях.
Выставка современных художников в Американ юниверсити.
Такие массовые выставки во всем мире одинаковые, в ЦДХ мне больше всего нравится.
работы студентов колледжа и всеобластной смотр — не одно и то же
Там не студенты выставляются. Почему-то кажется, что большая всеамериканская выставка будет очень похожа на всеяпонскую, я вот к чему.
Как можно приобрести ваши картины?
нужно написать мне о том, что конкретно вас интересует pavelotdelnov@ya.ru
кошмар.


предположений совсем нет...
Комплименты
К принятию комплиментов готовы?

Во первых, превосходные картины, и честно говоря, японский соцреализм мне нравится гораздо больше советского.

Во вторых, прекрасные снимки залов широким углом, они практически тоже часть экспозиции и привносят очень много к общей картине.

И в третьих, отличная техника съемки, идеальные углы (если только в 3D не вертели), баланс белого и так далее.

Если не трудно, поделитесь техникой съемки, чем снимали, какими объективами, как обрабатывали и так далее.

P.S. Жаль, что у вас ExIf отсутствует.




Edited at 2014-11-05 09:03 pm (UTC)
Re: Комплименты
все довольно стандартно: nikon d800, nikkor24-70/2.8, Lightroom
Спасибо за такой роскошный репортаж!
А я чего-то не заметила особого сходства с соцреализмом. Есть работы, выполненные в модном сейчас во всем мире стиле гиперреализма.
речь, конечно, не о соцреализме, с ним и цдхлвские смотры СХ имеют мало общего. Поэтому слово в кавычках.
Схожесть "военных" реализмов знаменательна, и это, кстати, определяет и нынешние схожести "кап" и "соц" - реализмов. Это наднациональное и над - политическое, истинное, идущее от наскальной живописи. Тут у них и Попков просматривается и другие наши. Это говорит о том, что они серьезно и жадно занялись реализмом в поисках "сверхидеи", тогда, в 90е годы, когда им открылось наше искусство во всей полноте. Да если не пижонить, а честно писать от сердца, то далеко и не понадобится уходить от реализма. Это "стволовое" в искусстве.
это очень интересное предположение. А вы можете найти подтверждение, что японцы в 90-х активно интересовались советским искусством?
Судя ро тем образцам, которые видны на стенах этой выставки, это и есть видимые, развитые плоды - выводы их увлеченных занятий в духе наших тенденций, как раз с конца 90х.
Смею предположить, что и это у них пройдет. Они, как и все азиаты, сильно вторичны от увлечений "старшего брата". Все эти амплитуды поисков, обогатив, вернут их к блестящему их народному, как и китайцы, перепробовав всего понемногу, вернутся к своим "водам и горам".
Здесь и гиперреализм американский просматривается, и арт-деко, и неоклассицизм.

Если говорит об истоках, то в традиционной японской гравюре доля реализма колоссальна. Разница только в композиции. Но сами приемы похожи - верность натуре, скурпулезная точность и цепкость в ее передаче.

Думаю, для японцев "качество" во многом связано с умением точно передавать натуру
Милитари арт - это работы Судзуки Макото