artist

моя выставка "ТЦ" в галерее "Триумф" 12 ноября – 6 декабря 2015 года

До конца моей выставки остались считанные дни. Спешите увидеть своими глазами!
Из пресс-релиза:
Отдельнов фиксирует переходные формы российского пейзажа городских окраин: панельные многоэтажки, линии электропередач, полупустые промышленные комплексы и возникающие в этих пространствах приметы нового времени. На выставке «ТЦ» будет показана серия работ, посвященных буму строительства торговых центров.

Массовое появление крупных торговых центров в Европе и США началось примерно в 50-х, в России и на постсоветском пространстве в 2000-х, и продолжается до сих пор, распространяясь от городов-миллионников к периферии. В большом количестве такого рода постройки возникают по соседству со спальными районами и промзонами. Вызывающие и сделанные из недорогих материалов в кротчайшие сроки, они вырастают в распланированной городской среде как ризома.

Если посмотреть на процесс строительства типичного торгового центра в режиме time-lapse, то можно увидеть, как сменяют друг друга яркие вывески и мелькают баннеры, что напоминает компьютерные сбои. На работах Павла Отдельнова торговые центры буквально изображены как глитч — ошибка, возникающая в результате несоответствия программного обеспечения задаче, которую ставит пользователь. Глитч представляет собой распад и расслоение, он динамичен и запечатлевает момент трансформации. Вписанные в постсоветские микрорайоны, брошенные или недостроенные торговые центры выглядят как нарушение в ландшафте и одновременно становятся символом нестабильной экономической ситуации.

IMG_1129.jpg
1.

Торговые центры (ТЦ) – одна из важных примет нашего времени. За последние 10-15 лет они стали основным местом проведения семейного досуга и доминантами в городском пространстве, их невозможно не заметить. Типичный ТЦ обычно представляет собой нелепое, с точки зрения архитектуры, здание, построенное из временных материалов. Напрашивается мысль, что архитекторов ТЦ в первую очередь интересуют объемы торговых площадей и в последнюю – каким образом эти объекты впишутся в существующую городскую среду. Чем более вызывающими они выглядят, тем лучше – так они больше контрастируют с окружающим пейзажем и привлекают еще большее внимание. Таким образом вырастают разноцветные сараи из пластика, композитных панелей и поликарбоната. Эти ТЦ обычно состоят из множества магазинов, арендующих торговые площади. Торговые комплексы часто объединяются с автовокзалами, кинотеатрами, предприятиями сферы услуг. Снаружи фасады ТЦ часто представляют собой визуальный шум: на них появляются разные рекламные вывески, каждая из которых стремится перекричать другие.
Наследие советской эпохи модернизации – это линии электропередач, воплотившие модернистскую мечту Ленина о всеобщей электрификации, типовое жилищное строительство – фасады блочных домов, обширные промзоны.
Эти элементы пейзажа глаз привык воспринимать как нечто стабильное, как фон. На этом фоне и возникают объекты современной торгово-развлекательной инфраструктуры. Массовое строительство крупных торговых центров в Европе и США началось примерно в 1950-х, в России и на постсоветском пространстве – в 2000-х и продолжается до сих пор, распространяясь от городов-миллионников к окраинам. Эти бесчисленные центры торговли и досуга возникают в соседстве со спальными районами и промзонами, они вырастают в рационально распланированной городской среде как ризома. Такой ТЦ, выросший на бескрайних просторах нашей страны, среди постсоветских микрорайонов и гаражей, очень напоминает компьютерную ошибку, программный сбой, глитч.
Один из самых типичных случаев возникновения глитча – несоответствие программного обеспечения задаче, которую ставит пользователь. ТЦ-глитч можно описать как метафору несоответствия постсоветской социальной реальности и рыночных отношений эпохи зарождающегося капитализма.
Глитч-изображение обычно представляет собой распад и расслоение, оно динамично, оно запечатлевает момент трансформации. Если посмотреть на типичный ТЦ вглядом time-lapse, то можно увидеть, как сменяют друг друга вывески, как мелькают баннеры, и это мелькание будет очень похожим на программный сбой. ТЦ в постсоветском пейзаже можно условно описать как нестабильное явление в стабильном пространстве.
Деятельность торговых центров очень сильно зависит от благополучия и достатка появляющегося "среднего класса". В связи с последними экономическими событиями (кризис, санкции, инфляция) ТЦ терпят большие убытки. В Подмосковье появляются первые брошенные недостроенные ТЦ, в дальнейшем возможна волна закрытия этих центров шоппинга и культурного досуга. Эту зависимость торговых центров от экономической ситуации и ее коллизий можно метафорически представить как программный сбой, перманентный глитч.

IMG_1123.jpg
2.

IMG_1112.jpg
3.

ТЦ #1. 2015 180х260
ТЦ #1. 2015 х.м. 180х260.jpg
4.

ТЦ #2. 2015 160х230
ТЦ #2. 2015 х.м. 160х230.jpg
5.

IMG_1111.jpg
6.

IMG_1113.jpg
7.

ТЦ #5. 2015 160х300
ТЦ #5. 2015 х.м. 160х300.jpg
8.

ТЦ #4. 2015 160х230
IMG_1115.jpg
9.

IMG_1116.jpg
10.

IMG_1110.jpg
11.

ТЦ #10. 2015 160х230
ТЦ #10. 2015 х.м. 160х230.jpg
12.

IMG_1125.jpg
13.

ТЦ #6. 2015 150х200
IMG_1121.jpg
14.

IMG_1130.jpg
15.

ТЦ #3. 2015 160х230
IMG_1090.jpg
16.

IMG_1075.jpg
17.

IMG_1089.jpg
19.

ТЦ #9. 2015 150х200
ТЦ #9. 2015 х.м. 150х200.jpg
20.

IMG_1133.jpg
21.

IMG_1091.jpg
22.

IMG_1093.jpg
23.

ТЦ #8. 2015 150х200
ТЦ #8. 2015 х.м. 150х200.jpg
24.

трехмерная визуализация скульптуры в общественном пространстве
IMG_1106.jpg
25.

Видео. 30". Создано при поддержке фонда V-A-C. Автор визуализации Патрик Моран



IMG_1107.jpg
26.

ТЦ. Интерьер. 2015 180х260
ТЦ. Интерьер. 2015 х.м. 180х260.jpg
27.

Комментарии

Этоже Раменки на первой картине!