artist

Белое море. Чёрная дыра. Выставка в ГЦСИ Арсенал, 16 июля – 4 сентября 2016

IMG_5246.jpg
1.

Вступительное слово
Я родился в городе Дзержинске. Мой город возник из поселений рядом с засекреченными химическими предприятиями, у которых даже не было названий: завод #96, завод #148... Причины секретности ясны: заводы работали на оборону. В моей семье все, кроме мамы работали на химических заводах. Моя бабушка перед войной приехала в один из заводских поселков из глухой деревни — в то время заводы строились и были нужны руки. Работа была очень вредной и тяжелой. Вначале бабушка готовила снаряды, а затем работала на производсте оргстекла для авиации. Дедушка работал на том же заводе в засекреченном цехе.
На снимках из космоса хорошо видно шламонакопитель «Белое море», в радиусе нескольких километров вокруг него находятся места, связанные с моей семьей: Ворошиловский поселок, где появились на свет мои родители, заводы, где работали три поколения моих предков. Садовый участок, куда мы приезжали каждые выходные. Кладбище, где лежат мои дед и прабабушка.
Цеха, где трудились мои родственники, сейчас превратились в руины или были снесены. Место, где находился рабочий поселок, густо заросло диким лесом. Недавнее прошое оказалось как будто стертым.
В моем проекте "Белое море. Чёрная дыра" я ищу пересечения личной и исторической памяти.

IMG_5223.jpg
2. Доска почета. 2015-2016 х.м. серия

Доска почета
Заводская печать создавала образ героя, взяв за образец газету "Правда" и другие главные издания. Если попытаться определить то, что же можно увидеть, если пристально всматриваться в эти фотографии, то возникает целая система слоев. Попробую упорядочить их, двигаясь от бумаги и типографской краски к изображенному на фото человеку.
особенности печати: устаревшее оборудование, типографский брак, связанный с режимом экономии материалов (соцобязательства, которые брали на себя производственники, например, съэкономить 10% сырья)
ретушь фотографий. В 30-е годы можно увидеть дорисованными целые предметы одежды: галстук или пиджак. Всегда прорисовывался взгляд героя, стирались дефекты кожи. Примерно с 60-х годов ретушь почти перестает использоваться
техника съемки и печати. Фотокорреспонденты учитывали скромные возможности газетной печати, и старались сделать снимок максимально контрастным
стиль съемки. Можно проследить, как менялась съемка: постановочные студийные портреты с контарстным светом в 30-х, диагонально скомпонованные снимки 50-начала 60-х, портреты, снятые на фоне производственного оборудования 60-70-х
меняется сам доминирующий тип героя: в 30-х это "герой-стахановец", в 50-х "романтик", устремленный взглядом в светлое будущее, в 60-70-х — "рядовой труженик", не отличимый от других.
одежда и прическа. До 60-х это как правило парадный костюм и специально уложенная прическа, с конца 60-х снимки "человека у станка", он в спецовке, прическа как правило закрыта каской или шапкой.
выражение лиц. Портреты 30-х всегда студийные, напряженные лица как будто лишены выражений. Романтический герой 50-х оживает и мечтательно смотрит куда-то вдаль. Героев 60-70-х фотокорреспондент застает за работой — они немного смущаются и не успевают вжиться в какую-то определенную роль
Взгляд непроизвольно дорисовывает каждый из этих портретов, превращая изображенного в персонаж своего времени. На одном из портретов моя бабушка, но газетная фотография превратила родного человека в типаж, я не сразу смог её узнать. На фоторграфиях мы видим не субъект, а объект истории — неведомого нам человека в конкретных обстоятельствах, в контексте своего времени.

IMG_5240.jpg
3.

IMG_5225.jpg
4.

IMG_5227.jpg
5.

IMG_5244.jpg
6.

IMG_5230.jpg
7.

IMG_5233.jpg
8. Чёрная дыра. 2016 смешанная техника

IMG_5268.jpg
9.

IMG_5237.jpg
10. Белое море. 2016 смешанная техника

Шлам
Рядом с дзержинскими химическими заводами довольно много открытых резервуаров — отстойников отходов химического производства. Но самые известные в народе называют "Белое море" и "Черная дыра".

Отстойник "Белое море" — один из самых крупных в мире, его размеры чуть меньше квадратного километра. Его построили в 1973 году, чтобы фильтровать отходы перед тем, как отправить их по речке Волосянихе в Оку. Пять лет назад на этот "объект" приезжал президент и обещал выделить деньги для его ликвидации. Но до сих пор не понятно, как ликвидировать миллионы тонн химических отходов. Можно заровнять землей, но это не защитит грунтовые воды.

Неподалёку от этого места прошло мое детство. Чуть дальше нижнего левого края моей работы был садовый участок, на который мы приезжали каждые выходные. Немного южнее – кладбище, где похоронена моя прабабушка и мой дед. Чуть дальше – деревня, куда меня отправляли на лето. На заводе, который изображен вверху, работал мой папа и моя бабушка. Оттуда забрали на фронт прадеда, и он больше не вернулся. Чуть севернее – исчезнувший поселок, где родились и жили мои предки. На месте поселка густые заросли; заводы, где они трудились, превратились в руины. И только "Белое море" неизменно хранит в себе тонны шлама, который спрессовался и почти превратился в камень. Пытаясь охватить взглядом это пространство памяти, я обращаюсь к снимкам из космоса, откуда шламоотстойник выглядит ровным белым ромбом со скругленными краями. Меня завораживает его поверхность с биоморфными завихрениями и фракталами. Жидкость, которая растекалась и застывала, образовала причудливый рисунок. Получился огромный экран, который, как океан Солярис, хранит в себе память и образы прошлого.

"Черная дыра" — отстойник, возникший на месте карстовой воронки. По данным геодезических исследований, отстойник содержит более 70 кубометров химических отходов, в том числе такие химические соединения, как метилметакрилат, фенол, бутилметакрилат, додецил метакрилат, тридецил метакрилат, тетрадецил метакрилат, дибутилфталат, изопропилбензол, альфа метилстирол, нефтепродукты, полихлорированные бифенилы другие органические соединения (ацетофенон, фенотиазин, циклодекан), сульфаты, хлориды, цианиды, производные тяжелых металлов.
До сих пор неизвестен ареал распространения загрязнённых подземных вод, связанных с "Чёрной дырой". Шламонакопитель попал в Книгу рекордов Гиннесса как "наиболее загрязнённый небольшой водоём".
Произошло несколько громких судебных дел о растрате выделенных средств, но "Белое море" и "Черная дыра" так и осталось нетронутыми.

IMG_5267.jpg
11.

IMG_5208.jpg
12. Слава труду. 2016 х.м.

Руины
На представленных работах изображены два цеха завода "Оргстекло". На этом заводе работали мой дед и две бабушки, папа и его сестра.
Бабушка во время войны готовила химические авабомбы и налаживала производство оргстекла для военной авиации. После войны заводы стали выпускать продукцию в мирных целях. Например, гербициды для уничтожения растительности для нужд сельского хозяйства. Огромный цех с надписью на фасаде "Слава труду и науке" — Симазин, или Цех гербицидов, открылся в самом начале 70-х. Моего папу, тогда школьника, привозили в этот цех вместе с его одноклассниками на уборку после строительства. Вот уже второй десяток лет цех стоит брошенный, а на его крыше, будто в отместку за истребление растительности, зеленеют берёзы.

IMG_5210.jpg
13.

IMG_5214.jpg
14.

ФАД — одно из самых знаменитых производств, аббревиатура означает "Фенол-Ацетон Дзержинский". Цеха был спроектированы по чертежам ученого-химика Рудольфа Удриса. Ученый был репрессирован, и, находясь в заключении, изобрел так называемый кумольный способ получения фенола и ацетона. Производство было запущено в 1949 году. В том же году учёный, находясь в глубокой депрессии, свёл счёты с жизнью.

IMG_5216.jpg
15. ФАД. 2016 х.м.

IMG_5194.jpg
16. Фрагмент поверхности Белого моря

IMG_5200.jpg
17.

IMG_5189.jpg
18. Графитовые стержни

Графит
Графитовые электроды используют для производства хлора, каустика и жидкого сернистого ангидрида. На поверхности графитовых стержней при эксплуатации образуются высокотоксичные диоксины. Использованный графит горит в 2-3 раза дольше угля, и жители окрестных сел с 60-х годов используют его для отопления жилищ. Были времена, когда его можно было выписать на заводе. Сейчас его отвозят на свалку. Но водители за совсем небольшие деньги продают графит местным жителям.

IMG_5138.jpg
19.

IMG_5173.jpg
20.

Памятники бесхозяйственности
Перелистывая заводские газеты, я обнаружил значительный разрыв, который произошел между началом 60-х и 70-ми. Если обозначить это в двух словах, то на смену "так должно быть", пришло "так есть". В газете "За доблестный труд" появилась новая рубрика "Листок народного контроля", в которой в порядке самокритики стали появляться снимки, призванные бичевать бесхозяйственность: брошенная тара, задымление, цеха в аварийном состоянии... Эти снимки поразительно похожи на то, что можно увидеть на брошенных заводах сейчас. Одна из статей этой рубрики иронично называлась "памятники бесхозяйственности".
Вместе с образом, который создавали газеты, менялась архитектура цехов. До начала 60-х цеха были отдаленно похожи на трехнефные базилики. В скупом декорировании можно обнаружить пилоны, кесоны, арки. Среди цехов второй половины 60-х и позднее преобладают простейшие блочные конструкции.
Листая подшивку газет от самых старых — к последним, я обнаружил нарастание энтропии, которая в конце концом победила. В этой перспективе "памятники бесхозяйственности" выглядят не как самокритика, а как пророчество.

IMG_5175.jpg
21. Бочки. 2016 х.м.

IMG_5191.jpg
22.

IMG_5182.jpg
23. Бытовка. 2016 х.м.

IMG_5167.jpg
24.

IMG_5168.jpg
25. Ворошиловский поселок. 2016 цифровая печать

Ворошиловский поселок
Один из многих поселков, построенных для рабочих заводов 96 (Заводстрой/Капролактам) и 148 (Рулон/Оргстекло) в середине 30-х. Официально поселок назывался «Восточный», но жители называли его Ворошиловским. Поселок был застроен одно и двухэтажными деревянными бараками. В поселке было две школы, ФЗО школа фабрико-заводского обучения), рынок, две больницы, роддом и морг. Сохранилось здание «Клуба ХХ-летия Октября», которое сейчас находится на территории промзоны и недостроенный клуб рядом с Автозаводским шоссе. В северной части поселка частично сохранилось здание бани в стиле позндего конструктивизма и ротонда водного резервуара.
Поселок был расселен к началу 70-х годов.

IMG_5163.jpg
26.

Ямы
Ямы, которые можно найти на территории бывшего Ворошиловского посёлка были погребами. Они находились в сараях между жилыми домами. От домов не осталось даже фундаментов, а ямы остались. Погреба были нужны не только для хранения продуктов — это было также убежище в случае бомбежки или химической атаки.

IMG_5164.jpg
27. Ямы. 2016 цифровая печать

IMG_5157.jpg
28. Камни. 2016 инсталляция

Камни
Сохранившееся в восточной части посёлка здание — недостроенный клуб завода "Рулон". Он строился по типовому проекту, его возведение началось в 1940 году. Но начавшаяся война не позволила завершить строительство. После войны было много других неотложных проблем, а в 50-х началось расселение посёлка. Клуб так и не был построен. Этот неосуществлённый проект — тень проекта Дворца советов, также прерванного войной.
Здание использовалось как склад, а в настоящее время там овощебаза ближайшей исправительной колонии. Силикатные кирпичи, из которых строилось здание, оказались некачественными. Эрозия и выветривание сделали их подобием камней, которые рассыпаются в руках. Камни, превращающиеся в песок — и есть метафора памяти.

IMG_5160.jpg
29.

IMG_5159.jpg
30.

IMG_5172.jpg
31.

Клаус
В поисках информации об исчезнувшем Ворошиловском поселке, я обнаружил аэрофотоснимок, сделанный немецкими шпионами в 1943 году. В подписях, которые немцы сделали поверх фотографии видно, что основным объектом их интереса были не заводы, которые производили химическое оружие, а Игумновская ТЭЦ, которая обеспечивала энергоснабжение всей промзоны.
Не так давно мне в руки попала книга воспоминаний немецкого летчика Клауса Фрицтше, в которой он подробно рассказывает о лагерях военнопленных, находившихся рядом с поселком. В сети я нашел контакты Клауса и написал ему письмо. К моему удивлению, Клаус ответил мне. Он, находясь в лагерях, прекрасно выучил русский язык, поэтому наша переписка была по-русски. Мы сумели точно выяснить расположение одного из лагерей. Клаус несколько раз приезжал в восточную промзону и прислал мне фотографию, где он позирует на фоне руин казармы, которую он строил.

IMG_5171.jpg
32. Клаус. Переписка. 2016 цифровая печать

IMG_5201.jpg
33. Субъекты памяти. 2016 фильм, 30 минут

IMG_5178.jpg
34.

IMG_5177.jpg
35.

IMG_5221.jpg
36.

Комментарии

Teма - очень правильная, нужная, важная.
Но проблема в том, что так наз. "современное искусство" считает нужным предлагать зрителю лишь формальный, бесстрастный, сухой, безличный взгляд даже на самые драматичные, трагичные явления и события.
Предлагает, так сказать, "документацию" - вместо "проповеди и исповеди".
Всякая эмоциональность ( кроме постмодернистской насмешки) считается "дурным тоном".
Думается, таким образом добиться душевного отклика нельзя.
Дзержинск
Уважаемый Павел!
Очень желательно побеседовать с Вами о проблемах экологии г.Дзержинска.
Встретиться можно было бы в общественной экологической приемной гюДзержинска в любое удобное для вас время.

О Вашем решении прошу собщить:
9601691943
vfo2vfo@gmail.com
Орехов Владимир Федорович
Исполнительный директор Экологической автономной некоммерческой организации "Вьюница"