artist

"ТЦ. Время цветных сараев." ЦСК Смена, Казань. 3 ноября — 22 декабря 2016

Послезавтра – последний день работы моей выставки в Казани. Пора поделиться фотографиями с выставки.
IMG_5689.jpg
1.

К выставке вышел чудесный тизер, которым я не могу не поделиться:



Для выставки появилась возможность еще раз выстроить инсталляцию, которую я делал в Новом крыле музея Гоголя год назад. В новой версии я отказался от изображения вышек ЛЭП, и думаю, получилось точнее.
IMG_5655.jpg
2.

Ничего не отвлекает внимание от скульптуры, которую приводит в движение взгляд.
IMG_5653.jpg
3.

IMG_5658.jpg
4.

Сама экспозиция получилась небольшой, но просторной. Мне очень понравилось выставочное пространство с деревянными конструкциями и сводчатыми окнами.
IMG_5651.jpg
5.

IMG_5650.jpg
6.

IMG_5647.jpg
7.

IMG_5648.jpg
8.

IMG_5646.jpg
9.

IMG_5638.jpg
10.

IMG_5645.jpg
11.

IMG_5644.jpg
12.

IMG_5643.jpg
13.

IMG_5641.jpg
14.

IMG_5629.jpg
15.

Нашлось место и для инсталляции 'I shop therefore I am', в которой я обращаю взгляд на самого себя, как на потребителя, вовлеченного в процесс товарно-денежных отношений.
IMG_5631.jpg
16.

Мой текст к выставке.

Торговые центры (ТЦ) — одна из важных примет нашего времени. За последние 10–15 лет они стали основным местом проведения семейного досуга и доминантами в городском пространстве, их невозможно не заметить. Типичный ТЦ обычно представляет собой нелепое, с точки зрения архитектуры, здание, построенное из временных материалов. Напрашивается мысль, что архитекторов ТЦ в первую очередь интересуют объемы торговых площадей и в последнюю —каким образом эти объекты впишутся в существующую городскую среду. Чем более вызывающими они выглядят, тем лучше — так они больше контрастируют с окружающим пейзажем и привлекают еще большее внимание. Таким образом вырастают разноцветные сараи из пластика, композитных панелей и поликарбоната. Эти ТЦ обычно состоят из множества магазинов, арендующих торговые площади. Торговые комплексы часто объединяются с автовокзалами, кинотеатрами, предприятиями сферы услуг. Снаружи фасады ТЦ часто представляют собой визуальный шум: на них появляются разные рекламные вывески, каждая из которых стремится перекричать другие.
Наследие советской эпохи модернизации — это линии электропередач, воплотившие модернистскую мечту Ленина о всеобщей электрификации, типовое жилищное строительство — фасады блочных домов, обширные промзоны. Эти элементы пейзажа глаз привык воспринимать как нечто стабильное, как фон. На этом фоне и возникают объекты современной торгово-развлекательной инфраструктуры. Массовое строительство крупных торговых центров в Европе и США началось примерно в 1950-х, в России и на постсоветском пространстве — в 2000-х и продолжается до сих пор, распространяясь от городов-миллионников к окраинам. Эти бесчисленные центры торговли и досуга возникают в соседстве со спальными районами и промзонами, они вырастают в рационально распланированной городской среде как ризома. Такой ТЦ, выросший на бескрайних просторах нашей страны, среди постсоветских микрорайонов и гаражей, очень напоминает компьютерную ошибку, программный сбой, глитч. Один из самых типичных случаев возникновения глитча — несоответствие программного обеспечения задаче, которую ставит пользователь. ТЦ-глитч можно описать как метафору несоответствия постсоветской социальной реальности и рыночных отношений эпохи зарождающегося капитализма.
Глитч-изображение обычно представляет собой распад и расслоение, оно динамично, оно запечатлевает момент трансформации. Если посмотреть на типичный ТЦ вглядом time-lapse, то можно увидеть, как сменяют друг друга вывески, как мелькают баннеры, и это мелькание будет очень похожим на программный сбой. ТЦ в постсоветском пейзаже можно условно описать как нестабильное явление в стабильном пространстве.
Деятельность торговых центров очень сильно зависит от благополучия и достатка появляющегося «среднего класса». В связи с последними экономическими событиями (кризис, санкции, инфляция) ТЦ терпят большие убытки. В Подмосковье появляются первые брошенные недостроенные ТЦ, в дальнейшем возможна волна закрытия этих центров шоппинга и культурного досуга. Эту зависимость торговых центров от экономической ситуации и ее коллизий можно метафорически представить как программный сбой, перманентный глитч.


IMG_5664.jpg
17.

IMG_5665.jpg
18.

Небольшой комментарий к выставке:


В рамках выставки я провел artist-talk, где рассказал о том, я пришел к теме и как с ней работал:


Спасибо замечательной команде ЦСК Смена, особенно Роберту и Ильгизару Хасановым, Кириллу Маевскому, замечательной команде галереи Триумф, и особенно Кристине Романовой и Наилю Фархатдинову.
IMG_5670.jpg
19.

Комментарии