Выставки

4-я Уральская биеннале современного искусства

20170912-IMG_8988.jpg
1.

Поделюсь моими фотографиями с основного проекта Уральской биеннале. К сожалению, я не видел проектов в других городах, особенно в Нижнем Тагиле, но и сам основной проект так хорош, что стоит приехать в Екатеринбург специально, чтобы его посмотреть.

Куратором 4-й биеннале стал португалец Жоан Рибас.
Помимо основной темы "Новая грамотность", он сформулировал подтемы "Изображение как свидетель", "Капиталистическая хореография"и "Сопротивляющееся слово". Площадкой для основного проекта стали помещения Уральского приборостроительного завода в самом центре Екатеринбурга.
Мне очень понравилась кураторская работа. Представленные проекты оказались в напряжённой взаимосвязи –– можно сказать, они вели острую полемику. Между собой и с пространством бывшего завода.
20170912-IMG_8918.jpg
2.

Вначале –– немного фотографий заводских помещений и экстерьеров.
Здание с удивительными колоннами, строившееся, как библиотека.
20170912-IMG_8944.jpg
3.

20170912-IMG_8953.jpg
4.

Особенно прекрасны сохранившиеся заводские часы с остановившимися стрелками.
20170912-IMG_8889.jpg
5.

Постараюсь показать работы, представленные на биеннале приблизительно в том же порядке, в котором они представлены на выставке. Но значительная часть работ – видео или аудиоинсталляции, поэтому мой фотоотчёт будет не полным.

Первое, что встречает входящего, это фильм братьев Люмьер 1895 года "Выход рабочих с завода братьев Люмьер".
Дамы, выходящие с завода, выглядят как посетители культурного мероприятия.


работа группы ЖКП "Работа / Дело". 2013-2017
20170912-IMG_8879.jpg
6.

Алексей Каллима. "Спартаковская площадь". 2013
20170912-IMG_8884.jpg
7.

Мика Роттенберг. "Минус Иу". 2017 кадр из видео:
20170912-IMG_8861.jpg
8.

Роберт Моррис. "Телопространстводвижениевещи". 1971-2011
20170912-IMG_8961.jpg
9.

Арт-группа ЖКП. "Кубива". 2013-2017
20170912-IMG_8866.jpg
10.

Саша Пирогова. "Агон". 2016
20170912-IMG_8957.jpg
11.

Видео из проекта финской художницы Пилви Такала. "Стажёр". 2008 В этом видео она устроилась работать в офис, но её работой было бездействие.


Сергей Потеряев. "Старая утка". 2013
20170912-IMG_8857.jpg
12.

К сожалению, я не нашёл хорошей записи видео Мэлвина Моти "Музей закрыт". 2004, это одна из моих любимых работ на биеннале.


Павел Отдельнов. "Доска почёта". 2016
20170912-IMG_8908.jpg
13.

Моя работа ставит вопрос: что мы видим, рассматривая фотографии незнакомых людей из старых советских газет?

20170912-IMG_8902.jpg
14.

Я нашел подшивки местных дзержинских и заводских газет и, перелистывая их, разглядывал фотографии. На фото – передовики производства, стахановцы -"двухсотники" и "трехсотники". Под каждой такой фотографией – небольшой комментарий о том, чем отличился труженик. До семидесятых годов нигде не упоминалось о том, что именно производил удостоившийся портрета рабочий — действовал режим строгой секретности. Все истории, написанные в газете под фотографиями казались мне написанными под копирку. Фотографии вызывали у меня чувство дежа-вю.
 Заводская печать создавала образ героя, взяв за образец газету "Правда" и другие главные издания. Если попытаться определить то, что же можно увидеть, если пристально всматриваться в эти фотографии, то возникает целая система слоев. Попробую упорядочить их, двигаясь от бумаги и типографской краски к изображенному на фото человеку.

  • особенности печати: устаревшее оборудование, типографский брак, связанный с режимом экономии материалов (соцобязательства, которые брали на себя производственники, например, съэкономить 10% сырья)

  • ретушь фотографий. В 30-е годы можно увидеть дорисованными целые предметы одежды: галстук или пиджак. Всегда прорисовывался взгляд героя, стирались дефекты кожи. Примерно с 60-х годов ретушь почти перестает использоваться

  • техника съемки и печати. Фотокорреспонденты учитывали скромные возможности газетной печати, и старались сделать снимок максимально контрастным

  • стиль съемки. Можно проследить, как менялась съемка: постановочные студийные портреты с контарстным светом в 30-х, диагонально скомпонованные снимки 50-начала 60-х, портреты, снятые на фоне производственного оборудования 60-70-х

  • меняется сам доминирующий тип героя: в 30-х это "герой-стахановец", в 50-х "романтик", устремленный взглядом в светлое будущее, в 60-70-х — "рядовой труженик", не отличимый от других.

  • одежда и прическа. До 60-х это как правило парадный костюм и специально уложенная прическа, с конца 60-х снимки "человека у станка", он в спецовке, прическа как правило закрыта каской или шапкой.

  • выражение лиц. Портреты 30-х всегда студийные, напряженные лица как будто лишены выражений. Романтический герой 50-х оживает и мечтательно смотрит куда-то вдаль. Героев 60-70-х фотокорреспондент застает за работой — они немного смущаются и не успевают вжиться в какую-то определенную роль

Взгляд непроизвольно дорисовывает каждый из этих портретов, превращая изображенного в персонаж своего времени. На одном из портретов моя бабушка, но газетная фотография превратила родного человека в типаж, я не сразу смог её узнать.  На фоторграфиях мы видим не субъект, а объект истории — неведомого нам человека в конкретных обстоятельствах, в контексте своего времени.


20170912-IMG_8906.jpg
15.

С "Доской почёта" зарифмованы фильмы Александра Медведкина "Кинопоезд" 1932-34 про агитационный поезд, который "совершал стремиьельный рейды" на стройки первых пятилеток и фильм "Группы имени Медведкина" французских левых кинематографистов (в частности, Криса Маркёра), документирующий борьбу французских рабочих в 60-е.

Павел Отдельнов. "Руины. Слава труду". 2016
20170912-IMG_8843.jpg
16.

На работах изображены два цеха дзержинского химического завода завода "Оргстекло". На этом заводе работали мой дед и две бабушки, папа и его сестра.
Бабушка во время войны готовила химические авабомбы и налаживала производство оргстекла для военной авиации. После войны заводы стали выпускать продукцию в мирных целях. Например, гербициды для уничтожения растительности для нужд железнодорожного строительства.
Огромный цех с надписью на фасаде "Слава труду и науке" — Симазин, или Цех гербицидов, открылся в самом начале 70-х. Моего папу, тогда школьника, привозили в этот цех вместе с его одноклассниками на уборку после строительства. Вот уже второй десяток лет цех стоит брошенный, а на его крыше, будто в отместку за истребление растительности, зеленеют берёзы.

20170912-IMG_8848.jpg
17.

ФАД — одно из самых знаменитых производств, аббревиатура означает "Фенол-Ацетон Дзержинский".  Цеха был спроектированы по чертежам ученого-химика Рудольфа Удриса. Ученый был репрессирован, и, находясь в заключении, изобрел так называемый кумольный способ получения фенола и ацетона. Производство было запущено в 1949 году. В том же году учёный, находясь в глубокой депрессии, свёл счёты с жизнью.  Сталинскую премию за это изобретение получили его коллеги, а имя учёного было вычеркнуто и забыто на долгие годы.

Павел Отдельнов. "Руины. ФАД". 2016
20170912-IMG_8997.jpg
18.

Инсталляция, которую построил рядом с моей работой Петя, сын Саши Паперно.
20170912-IMG_9001.jpg
19.

Лаборатория городской фауны. "Сауна". 2017
20170912-IMG_8993.jpg
20.

Александра Паперно. "Об устройстве сна шестой пятилетки". 2017
20170912-IMG_8824.jpg
21.

20170912-IMG_8823.jpg
22.

20170912-IMG_8826.jpg
23.

20170912-IMG_8828.jpg
24.

Жюльен Превье. "Что нам делать дальше?" 2014
20170912-IMG_8818.jpg
25.

Уго Канойлас за роботой над своим муралом "Кошка играет с серпом".
20170912-IMG_8821.jpg
26.

Азт-группа ЗИП. Аэробика. 2015, в продолжение темы с протестным движением, о котором они показали работы на 4-й Московской биеннале молодого искусства.
20170912-IMG_9012.jpg
27.

Людмила Калиниченко. "Комната желаний". 2016-2017
20170912-IMG_9009.jpg
28.

Антонина Баевер. "Transatlancyxa". 2016
20170912-IMG_8759.jpg
29.

Настоящий хит выставки –– работа художницы Сесиль Б. Эванс "Насколько счастливой может быть вещь", небольшой фрагмент видео:


Таисия Короткова, её работы "Переработка ОЯТ". 2014, "Доставка ОЯТ". 2014 и "Тренировка". 2010
20170912-IMG_8763.jpg
30.

"Доставка ОЯТ". 2014
20170912-IMG_8767.jpg
31.

Кирилл Преображенский. "Без названия". 2017
20170912-IMG_9073.jpg
32.

Александр Верёвкин. "Вмешательство". 2015
20170912-IMG_9027.jpg
33.

Оля Кройтор. "Распад". 2015
20170912-IMG_8800.jpg
34.

Мойзес Саман. "Стрельба прямой наводкой". 2017
20170912-IMG_9048.jpg
35.

20170912-IMG_8808-2.jpg
36.

Баби Бадалов. "RainCarNation". 2017
20170912-IMG_8788.jpg
37.

Фёдор Телков. "Простые признания". 2015
20170912-IMG_8794.jpg
38.

20170912-IMG_9063.jpg
39.

К сожалению, я не успел снять замечательную работу группы "Куда бегут собаки?".

Немного фотографий из программы арт-резиденций. Куратор Женя Чайка:
"Two Spirits" Флориана Графа из Швейцарии
20170912-IMG_9094.jpg
40.

"Сплавни" Нины Бисяриной
20170912-IMG_9162.jpg
41.

"About the heaviest wave" Руди Десельера из Швейцарии
20170912-IMG_9098.jpg
42.

"Белый павильон" Евгении Мачневой
20170912-IMG_9103.jpg
43.

"Чешуя" Тани Ахметгалиевой
20170912-IMG_9123.jpg
44.

"Сокровищница" Ханналеены Хейска из Финляндии
20170912-IMG_9119.jpg
45.

Кристина Кубиш. "Электрические прогулки". 2004–2017
20170912-IMG_9146.jpg
46.

Очень жаль, что у меня был всего один день в Екатеринбурге, и я не успел прогуляться по городу с наушниками Кристины Кубиш


Замечательная экспозиция, посвящённая истоприи завода.
20170912-IMG_8753.jpg
47.

Портреты рабочих перекликаются с портретами из моей "Доски почёта".
20170912-IMG_8741.jpg
48.

В каждом советском самолёте обязательно были приборы, изготовленные здесь. Картина неизвестного автора.
20170912-IMG_8704.jpg
49.

Фактура брошенного завода тоже кажется искусством.20170912-IMG_8783.jpg
50.

Несколько интересных статей о биеннале:
http://www.arterritory.com/ru/teksti/recenzii/6939-vremja,_vperjod_vremja,_nazad/#
http://www.colta.ru/articles/art/16142
http://itsmycity.ru/blog/post/id/7258
http://artguide.com/posts/1322

Комментарии

Спасибо за фотоподборку.
Ваши работы и выставка в целом - прекрасная иллюстрация к тезисам Хазина о том, что у современной молодежи НЕТ перспективы.
Спасибо за как всегда интересный и содержательный рассказ!