Павел Отдельнов (pavel_otdelnov) wrote,
Павел Отдельнов
pavel_otdelnov

Categories:

Правильный подход к пониманию искусства.

"...в 1959 году ему добыли билет на первую Американскую выставку в Сокольниках.
Он отправился прежде всего в павильон искусства, где оказался единственным посетителем,
прочие толпились близ технических чудес. Неторопливо ходил от холста к холсту, разглядывая
то, что и в репродукциях тогда мудрено было раздобыть, например, Поллока.
И вдруг к нему подошел дежурный милиционер и, извинившись, спросил: не художник ли он?
На утвердительный ответ попросил разрешения походить с ним по выставке, у него, мол,
несколько вопросов есть, а спросить некого. Вопросы были с виду наивными, но по существу
неожиданно дельными. И Штейнберга этот странный блюститель порядка заинтересовал
необычайно.
Он, конечно, захотел утолить любопытство — и услышал историю замечательную.
Милиционер впервые тут дежурил в день открытия. Публика нахлынула, битком набилась, но,
увидев лишь картинки, да непонятные, быстренько очистила помещение и больше не появлялась.
Милиционер остался один. И от нечего делать стал разглядывать: что это он охраняет?

И возмутился — "какие-то линии, пятна, чёрт-те чего, дурят американцы нашего брата,
издеваются,
да я такого за день намалюю, сколько захочу!"
Нормальная, в общем, реакция рядового советского гражданина милиционера.

Удивительное произошло после: он не только сказал, но и попробовал сделать.
Photobucket

После дежурства, по пути домой, завернул в писчебумажный магазин, купил альбом
для рисования и школьную акварель.
Поужинал, чаю попил. Потом раскрыл альбом, кисточку в воду макнул и...
ни чего не получилось. Я, говорит, просидел два дня, и ничего, только бумагу перевёл.
И подумал, что, наверно, чего-то не понимаю в этих американских картинках, и хорошо бы
дождаться какого-нибудь художника, чтобы с ним об этом поговорить...

В. Перельмутер. "Несколько разрозненных впечатлений" (Воспоминания о Штейнберге).

***

А вот пара фотографий и цитата из журнала drugoi:
"В MoMA (Музей современного искусства в Нью-Йорке) почти в каждом зале можно наблюдать такие сцены –
местные арт-педагоги работают с группами детей.
На этом снимке вся компания удобно расположилась у одного из трех знаменитых "больших полотен" (One: Number 31, 1950)
Джексона Поллока, "отца" абстрактного экспрессионизма 50-х годов, человека трагической судьбы и гигантского таланта.
Педагог очень простыми и понятными словами рассказывала малышам о красоте случайного, о выразительных средствах,
которыми пользовался художник. Словами дело не ограничилось:
Photobucket

Преподаватель развернула лист бумаги, раздала собравшимся мотки бечевки, какие-то обрывки нитей и стала показывать, что
можно придумать и сделать из такого материала. Позже я заметил эту же группу, сидящей в зале с работами Пикассо.

Можно принимать такое искусство, можно не принимать его. Однако, MoMA и родители этих детей делают чрезвычайно важное –
они показывают разнообразие мира искусства, учат понимать его и правильно оценивать. Порадовался за нью-йоркцев: приводить
детей в такие места архиважно. Косность мышления, его неразвитость и однобокость оценок проистекает как раз из отсутствия
опыта общения с таким разнообразным миром творчества. Здорово, что американцы думают об этом, занимаются такого рода
воспитанием."
Photobucket
***
По-моему, гениально - зритель, начиная соучаствовать в работе художника, входит в круг его проблем и это
не сможет заменить ни одно самое толковое объяснение или комментарий искусствоведа.


Tags: abstract expresssionism, contemporary, Поллок, дневник
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments